Нетворкинг для интровертов

По материалам книги «Нетворкинг для интровертов» Деворы Зак (издательство «Манн, Иванов и Фербер»)

Что такое нетворкинг?

Однажды я обнаружила, что все самые прекрасные и чудесные приключения в моей жизни начинались с других людей. Либо кто-то прибегал с безумной идеей и предлагал присоединиться, либо мы вместе в процессе разговора доходили до мысли «А не замутить ли нам такое дело…»
Уверена, что у многих из вас в жизни тоже такое было. Это естественно. Все мы разные. Абсолютно самодостаточные люди — это как сферический конь в вакууме: все про них говорят, но даже смотрители Палаты Мер и Весов их не видели. И если кому-то в голову пришла гениальная идея, вполне естественно, что этому кому-то придется обратиться к другим людям: за ресурсами для ее исполнения, за дополнительными руками, за недостающими талантами.
Логично предположить, что чем больше у человека разнообразных знакомств, тем скорее он найдет себе нужные элементы в команду.
Процесс постоянного поиска и создания таких знакомств называется нетворкингом (нетворкинг — «создание сети»).

Кто такие интроверты?

Некоторым людям не нужно специально учиться нетворкингу — для них это природная способность и стиль жизни. А иногда и диагноз 😉 Наверняка встречали таких: о какой бы проблеме вы ни заикнулись, у них всегда наготове контакт человека, который именно такие проблемы решает. В абсолютном большинстве случаев эти люди — экстраверты: для них легко и естественно налаживать новые контакты, выуживать из этих контактов информацию, а потом хранить в голове огромный массив информации (целую базу данных) обо всех своих знакомствах, их занятиях и полезностях.
Интроверты находятся на другом полюсе. То, что интроверты застенчивы и нелюдимы, — это миф. Довольный жизнью интроверт легко может оказаться общительным обаяшкой и душой компании. Факты же вот в чем (здесь я привожу точку зрения автора книги, потому что вообще-то на интроверсию есть разные взгляды).

Особенности характера интровертов
1. Интроверт при общении тратит энергию, а восстанавливает в одиночестве. (Экстраверты наоборот.)
2. Интроверт сфокусирован на внутреннем мире, и ему необходимо все тщательно обдумать, прежде, чем сказать. (У экстраверта наоборот — мысль рождается и шлифуется в процессе говорения. )
3. Интроверт нуждается в сосредоточении, ему сложно поддерживать несколько каналов информации одновременно. Поэтому он предпочитает общаться с глазу на глаз. (Экстраверт наоборот нуждается в разнообразии. Он легко может одновременно поддерживать общение с несколькими людьми.)

Все это приводит к тому, что интроверту действительно сложно заниматься нетворкингом в его классическом понимании. Зайдите в людный офис и громко скажите: «Приглашаю всех на нетворкинг-пати! Шампанское и черная икра — за счет организаторов!». Те, которые вздрогнут и попытаются укрыться за спинками кресел, скорее всего интроверты. Классический нетворкинг, в котором приветствуется «ковровая бомбардировка» в сборе контактов, противоречит их природе.
Но шутка природы заключается в том, что именно интровертам нетворкинг нужнее всего: без активных внешних связей они имеют тенденцию закисать в своем внутреннем мире. (Это я вам говорю со знанием дела: если меня время от времени не тормошат друзья, коллеги, читатели и участники тренингов, все мои гениальные задумки варятся внутри головы до тех пор, пока не вывариваются в полный ноль.)

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Как интроверту научиться общаться и налаживать связи?

Девора Зак, автор книги «Нетворкинг для интровертов» (и сама махровый интроверт), утверждает, что это совсем не приговор. Интроверты способны к созданию связей ничуть не хуже, чем их собратья с противоположного полюса, просто нужно найти соответствующий подход к задаче. Вот, собственно, описанию этого подхода и посвящена вся книга.

Подход этот базируется на моем любимейшем постулате: не пытайся стать кем-то другим, используй СВОИ сильные стороны.

Сильные стороны интровертов.

1. Планирование.
Интроверты думают, чтобы говорить.
Спланируйте беседу, чтобы она прошла эффективно: заранее решите, чего вы хотите от собеседника, и какие аргументы могут убедить его вам помочь (и вообще: как выяснить, нужна ли вам помощь именно этого человека или лучше поискать в другом месте).
Не стесняйтесь брать небольшую паузу для обдумывания прямо в процессе разговора. И, если необходимо, попросите отсрочку в несколько дней прежде, чем дать окончательный ответ.

2. Анализ информации.
Экстраверты способны за единицу времени собрать значительно больше информации, зато интроверты обычно глубже анализируют и делают выводы — т.е. эффективнее используют ту информацию, которая у них есть.
Если вы интроверт, уделите время анализу и раскладыванию по полочкам полученной информации. Нелишним будет также собрать информацию о собеседнике ДО начала разговора: там, где экстраверт не постесняется задать вопрос «в лоб», интроверту будет проще воспользоваться обходными путями.

3. Умение слушать и глубина общения.
Как уже говорилось выше, интроверты заводят меньше контактов, чем экстраверты. Зато с каждым предпочитают (и способны выстроить) более глубокое и доверительное общение.
Цитата из книги: «Надежная, компактная сеть заслуживающих доверия знакомых — лучший сценарий для интровертов.»

Правила выживания и безопасности на мероприятиях по нетворкингу

В целом, формализованные мероприятия с четко очерченными правилами и общим «смысловым полем» для всех участников облегчают интроверту общение и налаживание связей. Так что, как бы парадоксально это ни звучало, разнообразные нетворкинг-встречи — это находка скорее для интровертов (экстравертам это не обязательно: они могут завести знакомство и в метро, в пробке или в очереди за гамбургером). Но для того, чтобы мероприятие не превратилось в медленную пытку, Девора Зак советует соблюдать определенные правила безопасности.

1) Тщательная подготовка.
Продумайте свои цели: для чего вы вообще идете на мероприятие? кого надеетесь найти?
Что можете (а главное: что хотите) предложить в ответ? Исходя из этого, придумайте для себя мини-презентацию, чтобы не приходилось каждый раз мучительно соображать, что сказать при знакомстве.
Если возможно, провентилируйте заранее, кто будет на мероприятии, а еще лучше — впишитесь в оргкомитет. (Это совет от Деворы Зак, но я его в течение жизни неоднократно опробовала и полностью присоединяюсь: если ты являешься частью оргкоманды, это не только волшебным образом снимает львиную долю застенчивости, но и дает законный повод пообщаться практически с любым гостем мероприятия.)
В качестве подготовки также можно изучить предлагаемый в книге список подсказок, которые помогут естественным образом начать беседу и завершить ее.

2) Размеренность.
Если вы интроверт, то самое худшее, что вы можете сделать на мероприятии по нетворкингу, это общаться без перерывов. Помните: для подзарядки батареек интроверту нужно одиночество. Поэтому регулярно делайте паузы в общении: сходите подышать свежим воздухом, если есть возможность; посидите на диванчике наедине со своим бокалом, чтобы собраться с мыслями; в конце концов, просто сходите в туалет, чтобы подправить макияж и показать язык своему отражению.

3) Правильное завершение.
Ощущение легкой усталости — верный признак, что пора заканчивать. Если вы уходите с мероприятия, только когда почувствуете себя полностью истощенным, ничего удивительного, что любое упоминание о нем вызывает мучительный спазм.

4) Грамотный follow-up.
Поскольку количество контактов — не то, в чем сильны интроверты, им (нам) приходится делать упор на качество. Для того, чтобы тщательно собранные визитки, адреса и телефоны не пропали зря, после мероприятия разошлите адресатам письма: с вопросом-напоминанием или наоборот с полезной информацией — в зависимости от того, о чем вы договорились, обмениваясь визитками или адресами. В общем, куйте контакты, пока они теплые.

Не буду пересказывать всю книгу целиком. Если тема для вас актуальна, читайте сами. Отмечу только, что помимо общей информации, в книге есть еще несколько глав, которые посвящены конкретным жизненным ситуациям: как использовать нетворкинг при устройстве на работу, как вести себя интроверту в командировке, как организовать собственное мероприятие по нетворкингу.

Для кого эта книга

  • Для интровертов и «центровертов», которые считают себя неспособными к нетворкингу, но тем не менее хотят научиться налаживать интересные контакты и связи (неважно, деловые или нет).
  • Для экстравертов, которые хотят научиться оживлять «этих мрачных нелюдимых социопатов, которые неизвестно зачем притащились на нетворкинг-пати» 😉 Известно, что при правильном обращении любой интроверт способен превратиться в общительного обаяшку. В книге даются вполне конкретные рецепты этого правильного обращения.

Входит ли эта книга в категорию Must read? Пожалуй, нет. Никаких откровений в ней не содержится: вдумчивый человек может дойти до этих выводов самостоятельно. Но если вы, интроверт, активно коситесь в сторону нетворкинга и никак не можете решиться вылезти из ракушки, эта книга может стать неплохим вдохновляющим пинком.

На «ОЗОНе» можно полистать оглавление.

Trackback This Post | Subscribe to the comments through RSS Feed

Leave a Reply